Я лирик
Комментарии
 

Полутона и светотени лирической драмы

4 октября 2016 - Лирик
article37.jpg

Понятие «лирическая драма» вошло в обиход с лёгкой руки Александра Блока. Именно так он определил жанр трёх пьес: «Незнакомка», «Балаганчик» и «Король на площади». Пьесы вышли в 1906 году, отдельным изданием под общим названием «Лирические драмы».
В своём предисловии автор поясняет, что представленные в драматической форме переживания, сомнения и страсти отдельной души – выражение духа современности, движения пути современного человека к духовному обновлению.
Блок первым вводит сначала драматический элемент в лирическое стихотворное произведение, а затем – лирическое начало в драматическое произведение. Это новое художественное явление, где лирика становится основой сюжета, в бурные первые десятилетия 20-го века было подхвачено немногими литераторами. Тем не менее, лирическая (или лирико-психологическая) драма упорно оставляет за собой право на существование.
В 20-30-е годы появляются ряд пьес, которые безусловно можно отнести к лирическим: «Заговор чувств», Ю.Олеши, его же«Список благодеяний», «Евграф, искатель приключений» А.Файко, «Патетическая соната» Н.Кулиша, некоторые пьесы А.Афиногенова, В.Шкваркина, А.Арбузова, К.Симонова. В этих произведениях – размышления о пути художественной интеллигенции, её месте в революции. Их герой - одинокий мечтатель, пытающийся найти во взорванном, непонятном и неприемлемой для него мире свою неповторимую тропинку.
Одна из характерных черт лирической драмы тех лет – «открытый» финал: автор не подводит своего героя и вместе с ним зрителя к какому- то определённому выводу. Лирический герой ещё не готов признать победу нового строя, новой общности над собой и своим мироощущением, а победить в этом противостоянии ему уже не дано…
В послевоенной советской драматургии присутствие лирического направления становится более заметно. К началу 60-х годов в общественном сознании начинает постепенно утверждаться приоритет личности, творческого потенциала человека. Авторы А.Арбузов, В.Розов, А.Володин и другие осваивают новые формы и варианты психологических пьес лирического содержания. Искусствоведы возводят эту творческую манеру советских русских драматургов к «чеховским истокам», где быт –это почва, которая взращивает поэзию жизни.
Основная жанровая особенность новых психологических пьес – преодоление, борьба с самим собой, с собственными иллюзиями, заблуждениями, слабостями. Категория «лирического» вносит в драму своеобразный импрессионизм, освобождение от строгих рамок сюжета, сложность и нюансированность психологического рисунка, строящегося не на прямом противопоставлении добра и зла, а на свободном использовании полутонов   -- |

Нет комментариев. Ваш будет первым!